Жизнь Владимира Табанькова могла бы послужить сюжетом для захватывающей книги или сценария интереснейшего кинофильма. Обычный гомельский парень уже после начала Великой Отечественной войны сумел защитить диплом инженера-механика в Брянском институте тяжёлого машиностроения. Но в конце 1941 года стране, истекающей кровью в битве с фашистскими ордами, требовались не вагоностроители, а солдаты. Так Табаньков стал курсантом Одесского артиллерийского училища, а осенью 1942 года был направлен в действующую армию командиром топовычислительного взвода 678-го гвардейского гаубичного Краснознамённого Кировоградского артиллерийского полка.
Своё первое по-настоящему боевое крещение принял в легендарном бою под Прохоровкой во время Курской битвы, где наши танкисты и артиллеристы в прах развеяли миф о неуязвимости пресловутого фашистского «зверинца» — танков «тигр» и «пантера». Потом освобождал Белоруссию, Украину, громил врага в Восточной Пруссии, Чехословакии, Венгрии, Австрии. За что был награждён двумя боевыми орденами: Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Победу встретил в Праге, где наши войска после подписания акта о безоговорочной капитуляции добивали не желавших сдаваться фашистов.
Недавно Владимиру Андреевичу исполнилось 98 лет. Здоровье уже далеко не то, что было когда-то, но ветеран не только сумел сохранить ясность ума, но и не потерял интерес к жизни. Внимательно следит за происходящими в мире событиями и на некоторые заявления в интернете про «пушечное мясо» и «без лэндлиза мы бы эту войну проиграли» имеет собственную точку зрения.
Миф 1. Ответственность в развязывании войны СССР несёт наравне с фашистской Германией
— Война для нас началась неожиданно. Мы верили безоглядно заверениям Сталина, что войны с немцами не будет. В ближайшее время уж точно. Нам война не нужна была ни в коем случае, мы строили мирную жизнь. При этом понимали, что Гитлер покорил или подчинил себе практически всю Европу, и если что случится, то воевать нам придётся не только с одной Германией. Поэтому пакту Молотова-Риббентропа, о котором сегодня так много говорят, все радовались. Худой мир всегда лучше доброй ссоры. Мы вон тоже снабжали хлебом Германию вплоть до 22 июня, чтобы она нас ни в чём упрекнуть не могла.
Миф 2. Все победы Красной армии добывались немыслимыми потерями в живой силе и технике
— Я не был на фронте в начальный период войны, поэтому мне трудно судить об уровне подготовки командных кадров нашей армии, от которых зависело очень многое. Другое дело, что ради победы действительно за ценой не стояли, отчаянно дрались за каждый клочок земли. Как результат — немцы так и не смогли взять Москву, хотя и были уже на самых подступах.
О потерях тоже ничего не скажу, не считал. Да и кто тогда мог сосчитать хотя бы с приблизительной точностью количество убитых, раненых, пропавших без вести, попавших в плен и даже дезертировавших? Причём как с нашей, так и с вражеской стороны. Одно знаю твёрдо: и наша, и немецкая официальная пропаганда занимались одним и тем же — преувеличивали нанесённый врагу урон и преуменьшали собственные потери.
Безусловно, в начале войны гитлеровцы имели огромное преимущество. Внезапность тут ни при чём. Техника у них была лучше нашей, её было больше, солдаты более обученные, победный дух — ого-го какой. К тому же на их пути до Москвы практически не было наших глубокоэшелонированных рубежей долговременной обороны. Укрепления на старой границе разрушили, а на новой возвести не успели. Зато когда мы их погнали, там такая оборона была — не приведи господи! Этих «восточных валов» и «линий Зигфрида» они понастроили много. И всё из железа и бетона. Нам доты попадались по шесть этажей под землёй, в них несколько тысяч гарнизона вмещалось. А сверху бронированные колпаки с пушками и пулемётами. Такую оборону так просто не взломаешь. А надо было!
Лично я почувствовал, что мы сильнее и обязательно победим, после Курской битвы. Мы фашистов вчистую переиграли, тому я сам свидетель.
Тут уж наше преимущество было и в технике, и в боевом искусстве, и в моральном духе. Я, может, потому и живой остался, что в отступлении мне побывать не довелось. На фронт попал, когда мы только шли в атаку. И немцев били так, что они опомниться не могли. Поэтому я прекрасно знаю, что такое наступательный порыв. Когда сам чёрт тебе не брат!
Миф 3. Без ленд-лиза СССР Германию не одолел бы
— Без помощи союзников, особенно американцев, нам пришлось бы гораздо тяжелее, тут даже спорить не о чем. Особенно нас выручали их «студебеккеры»: примерно за два года почти вся наша артиллерия сменила конную тягу на эти прекрасные машины. До этого у нас на механической тяге — тракторах — были только 307-мм орудия.
Но преувеличивать роль ленд-лиза ни в коем случае нельзя. Я так скажу: победили бы мы немцев и без американских и английских танков, самолётов, машин и тушёнки. Далось бы нам это большей кровью, это другой разговор.
Ну, помогли — и спасибо. Хотя не за спасибо капиталисты нам помогали, а за деньги. Мы ж долги по ленд-лизу этому даже после войны отдавали, когда сами в средствах нуждались. Капиталисты они капиталисты и есть, без собственной выгоды помощи не окажут.
Миф 4. О Сталине
— Сталина фигура неоднозначная, это ясно. Я, например, ни тогда, ни сейчас не оправдывал его экономической политики, особенно в части коллективизации. Полная ликвидация частной собственности не самое лучшее его решение. Я помню НЭП, когда магазины от продуктов ломились. В Гомеле такой тоже был, недалеко от вагоностроительного завода. Дали бы людям возможность себя проявить, никогда бы голода 30-х годов у нас не было. А может, и репрессий. Которые наш народ Сталину никогда не простит и не забудет. Людей ни за что сажали, а то и расстреливали. Мой тесть, бригадир заготконторы, восемь лет лагерей получил. Так и умер, не узнав, за что сидел.
Я считаю, что если бы Ленин ещё лет пятнадцать прожил и у власти побыл, история нашей страны сложилась бы совсем по-другому. Но вышло так, как вышло. И вот тут тоже нельзя бросаться в другую крайность, стараясь принизить роль личности Сталина в нашей общей истории. Кто бы что сегодня ни говорил, а войну, самую страшную в истории, мы выиграли именно тогда, когда Верховным Главнокомандующим был именно Сталин. Окажись на его месте менее решительный, менее, я бы сказал, жёсткий и требовательный руководитель, неизвестно ещё, как всё обернулось бы. Так и не один Сталин такой был. Мне несколько раз приходилось видеть нашего командующего фронтом маршала Конева. Солдаты его любили. А он, между прочим, на «виллисе» с палкой ездил и лупил ею нерасторопных офицеров почём зря.
Я думаю, Сталина сейчас вспоминают потому, что народ устал от коррупции, кризисов, постоянной неуверенности в завтрашнем дне. Мы же благодаря Сталину после войны за какой-то десяток лет страну из руин подняли, в космос полетели. И ни у кого при этом в долг не брали. Так что не по Сталину народ тоскует, а по справедливости, порядку, национальной гордости.
Миф 5. О бесчинствах солдат Красной армии на землях европейских стран
— Брехня это всё! Я в войну Венгрию прошёл, Чехословакию, Австрию, Восточную Пруссию. И нигде ничего подобного не встречал. Мне эти домыслы «очевидцев» слушать тошно. Нам ведь ещё перед самым выходом на государственную границу СССР довели приказ: мародёров и насильников без разговоров в трибунал и к стенке. Кому ж охота от своей же пули смерть позорную принимать? Ещё раз повторю: может, отдельные случаи и были, сволочей везде хватает, но я лично такого не видел. А видел я многое.
Да и над кем там издеваться было, если мы вступали практически в опустевшие города, особенно в Германии. Геббельс ведь так запугал своё население, что придут русские и всех вырежут, что они всё бросали и уходили с отступающими частями.
Помню, в октябре 1944-го заняли мы какой-то небольшой немецкий городок. Там вообще ни одного гражданского не было. Заходим в дом. Жили люди там богато, ничего не скажешь. Мы даже удивлялись, чего им не хватало, раз они на нас войной решили пойти? Так вот, заходим в дом, а там в каждой комнате на каждой стене портреты Гитлера и ещё каких-то немецких офицеров висят. Мы и давай по ним из автоматов палить. Понятное дело, пули в разные стороны летят. Где в люстру попадут, где в зеркало или посуду какую фарфоровую… Ну, если после того, что мы от фашистов натерпелись, это бесчинством считать, тогда пожалуйста.
А на чердак дома поднялись — даже присели от изумления. Там тебе и окорока висят, и колбасы свиные, и тушёнка самодельная, и закаток всяких разных. Что, всё это добро бросать, когда перловку да пшёнку уже видеть не могли? Конечно, уплетали за милую душу, а потом по нескольку дней на полевую кухню не наведывались. Но мародёрством я это не считаю. Тем более что и спрашивать разрешения не у кого было.
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram