Особая атмосфера, «Апрель» и пятая группа крови: гомельская школа №28 отметила 75-летие

Впервые принявшая учеников в ещё военном 1944 году, 28-я уникальна по многим причинам. 

И тем, что входит в число старей­ших общеобразовательных учреж­дений Гомеля, и мало кем побитым рекордом — за 75 лет здесь смени­лись всего четыре директора. И, конечно, своими выпускника­ми, среди которых есть высоко­поставленные государственные мужи, известные учёные, признан­ные мастера искусств. В своё вре­мя школа была второй в республи­ке и первой в области, на официальном уровне получившей музыкальный уклон. А ещё в 28-й значительную часть педагогического коллектива составляют её бывшие ученики разных лет. Накануне юбилея они поделились своими воспоминаниями о своём втором доме.

«Преподавали музыку, будучи студентами»

Эмилия Котик, учитель музыки, в школе работает с 1964 года:

— Меня, недавнюю выпускницу музучилища, пригласила на работу Мария Владимировна Рут. Неуёмной энергии женщина. В 28-й она реши­ла организовать музыкальный кружок, предложив мне место концертмейсте­ра. Через пару лет благодаря её усили­ям, при поддержке первого директора школы Зиновия Марковича Гершанка, а также с «благословения» композитора Дмитрия Кобалевского кружок разрос­ся до музыкального отделения, и наша школа получила музыкальный уклон.

Работать здесь всегда было интерес­но и комфортно. А тогда особенно. Ведь многие преподаватели музыки были молодыми людьми, студентами музучи­лищ и консерваторий. Я сама ещё заоч­но училась в Вентспилском музучили­ще, но мне доверили самостоятельно вести музыкальные занятия. Так что с ребятами у нас было полное взаимо­понимание.

Как-то к нам приехал тогдашний министр культуры БССР по фамилии, кажется, Минкович. Пришёл на урок ритмики к Нине Антоновне, она в это время разучивала с детьми позиции. Говорит: «Дети, встали и сделали руч­ки красиво. Как яичко». Все сомкнули пальцы, а кто-то из ребят переусердство­вал и слишком широко расставил ладо­ни. Нина Антоновна вслух возмутилась: «Где ты видел такое большое яйцо?». И тут в полной тишине раздаётся голос Саши Завиши, который с детской непо­средственностью заявляет: «У слона!». Между прочим, министр оценил шут­ку, смеялся вместе со всеми. И урок, и школа в целом ему очень понравились.

А как иначе! Мы же гремели всюду. Отбор сюда был строжайший, а обуче­ние велось по программам музыкаль­ных школ. Со свидетельствами, которые мы выдавали, можно было поступать не только в музучилище, но и в консервато­рию. Неудивительно, что мы часто ста­новились лауреатами различных конкур­сов и победителями смотров.

Многие наши воспитанники связа­ли свою жизнь с творчеством и ста­ли известными людьми. Это компо­зитор Валентин Буяновский, актёр Гомельского облдрамтеатра Юрий Фей­гин, хормейстер Государственной ака­демической хоровой капеллы имени Г.Ширмы Марина Третьякова, руково­дитель детской эстрадной студии «Весё­лые нотки» Павел Побегаев.

Естественно, не все наши ученики стали музыкантами. У нас формиро­вались как музыкальные классы, так и не музыкальные. В этой связи вспоми­нается история, как наша учительница Галина Татаренко, у которой был нему­зыкальный класс, что-то такое умудри­лась сказать родителям на первом же родительском собрании, что на следую­щий день все подали заявления в музы­кальный класс. Хотя этого можно было не делать: если ученик из непрофильно­го класса изъявлял желание заниматься музыкой, ему никто не смел отказать.

Многими своими достижениями СШ №28 обязана нынешнему директору Михаилу Дорошкову.

«Любовь к рисованию появилась после двойки за четверть»

Галина Глуш, училась в школе в 1968-1978 годы, с 1997 по 2017 завуч по воспитательной работе, преподаватель изобразительного искусства и черчения:

— В моём классе было 43 челове­ка, многие приезжали из других райо­нов Гомеля. Стремились в нашу шко­лу из-за музыкального отделения и той атмосферы, которая в ней царила. Мы с малых лет ощущали себя людьми твор­ческими и очень нужными. После окон­чания школы не боялись поступать в самые престижные вузы нашей страны. И не только в СССР. Настолько были уверены в своих силах. Каждый из нас был талантом. Во всяком случае, в этом нас убеждали наши учителя.

Я не сразу пришла работать в род­ную школу. Одно время трудилась инженером-конструктором, но затем получила педагогическое образование и устроилась работать в школу. Не в эту. Хотя мои дети учились здесь. Как только представилась возможность перевестись в 28-ю, немедленно ею воспользовалась. На дворе были 90-е, школа переживала не лучшие време­на, но я с радостью сюда перевелась. Всем знакомым говорила — верну­лась домой.

Между прочим, будущую основную специальность я выбрала во многом благодаря нашему учителю физкуль­туры и рисования Аркадию Филип­повичу Солодкому. Уникальный чело­век — фронтовик, боксёр, художник, музыкант… И вот он мне, будущему учителю рисования, влепил двойку за четверть. Дело было вот как. Однаж­ды на урок рисования он принёс чуче­ло вороны. Я быстро и с лёгкостью нарисовала птицу. А потом пририсо­вала ей галстук, как у Аркадия Филип­повича, да ещё приписала внизу «Кар­кадий Филиппович». Пустила рису­нок по классу. Все просто катались со смеху. Аркадий Филиппович листок перехватил, посмотрел, а потом зая­вил: «Рисуешь неплохо, а вот учите­ля не уважаешь». После чего во все свободные клеточки в журнале наста­вил мне двоек. И заявил: «Исправишь каждую — поверю, что из тебя выйдет толк». А я, упрямая, решила доказать, что толк из меня выйдет. Так и влюби­лась в черчение с рисованием. Даже на олимпиадах потом побеждала.

«Фортепиано предпочитала баскетбольный мяч»

Елена Исаченко, ученица 1967-1977 годов, с 1988 года учительница начальных классов:

Когда училась в школе, играла на фортепиано, а впоследствии самосто­ятельно освоила гитару. По музыкаль­ной стезе не пошла, больше любила спорт. Он в нашей школе если не куль­тивировался, то очень даже приветство­вался. В своё время я играла за сбор­ную школы по баскетболу.

Кстати, мой папа начинал свою про­фессиональную деятельность в этой школе. Тогда она называлась второй железнодорожной. Помнил времена, когда вместо здания стояли солдат­ские палатки, которые и стали первы­ми аудиториями.

Для многих моих одноклассни­ков любимым учителем был географ Михаил Андрианович Стасенков. Гло­буса он не пропивал, но в свой пред­мет был влюблён отчаянно. О вели­ких географических открытиях, дру­гих странах и континентах мог гово­рить часами. Иногда даже увлекался чересчур. Мы эту особенность подме­тили и стали использовать в своё бла­го. Был у нас в классе парень Володя, который тоже географию любил. Если класс вдруг оказывался к уроку непод­готовленным, мы просили его вступить с Михаилом Андриановичем в диалог. И он покорно нашу просьбу выполнял. Весь урок они вместе обсуждали раз­личные вопросы, часто мало относив­шиеся к изучаемой теме. Но слушать их было интересно. Мы так к этому при­выкли, что в один момент расслаби­лись. И вот однажды после очередного диспута с Володей, Михаил Андриано­вич внимательно оглядел класс и заявил с обезоруживающей улыбкой: «Перехо­дим к новой теме. А все те, что мы про­болтали, а вы прослушали, спрошу на следующем уроке. Всех, кроме Вовки». Естественно, на перемену мы пошли с очень озадаченными лицами.

«Группа крови 28-я, резус самый положительный»

Елена Быковская, училась с 1966 по 1968 годы, с 1975 года учитель белорусского языка и литературы:

В этой школе я проучилась всего два последних года. Но так в неё влюби­лась, что когда предложили здесь рабо­ту, сразу же согласилась. Правда, связан был мой приход с трагическими обсто­ятельствами — умер учитель белорус­ского языка и литературы Пётр Евсее­вич Кушнеров. Потрясающий человек, светлая ему память. В то время в шко­ле учились мои братья. Мама пришла на собрание, и директор Зиновий Мар­кович Гершанок спросил её обо мне. Я тогда работала в районе.

Честно говоря, после Петра Евсее­вича было страшно сюда приходить. Казалось, заданную им планку не то что удержать, достичь невозможно. К тому же здесь работали ещё те педаго­ги, которые помнили меня сопливой девчонкой. До сих пор не забуду, как стояла на ватных ногах в конце кори­дора и ждала, когда Зиновий Маркович пригласит меня к себе в кабинет. Умом понимала, что мы теперь коллеги, а в душе не могла избавиться от безотчёт­ного чувства тревоги.

Но все страхи и сомнения оказались напрасны. За 45 лет работы я ни мину­ты не пожалела, что пришла именно в нашу школу. Здесь всегда хорошо, здесь ты чувствуешь себя нужным. Атмосфе­ра добра, заложенная первым директо­ром, витает здесь до сих пор. Ведь нашу школу не только сталинской когда-то называли, но и школой Гершанка. Он так сумел подобрать коллектив, что человеческое отношение друг к дру­гу сохранилось навсегда. Сменилось не одно поколение учителей, которым здесь не устают повторять: «Любите детей. Ученики — великие тружени­ки. И этот труд учитель обязан ценить».

Недавно абсолютно случайно встре­тила одного мужчину. Он сначала дол­го меня разглядывал, а потом поинтере­совался, не в 28-й ли школе я работаю. Оказалось, он учился в нашей школе в середине 70-х всего два года, в пятом и шестом классах. Запомнил меня и несколько других учителей. И доба­вил, что это была самая лучшая шко­ла, в которой он учился.

Наверное, он прав. Потому что мне не с чем сравнивать, я воспринимаю нашу школу как родной дом. И друго­го дома не представляю и не желаю. Как-то на одном из юбилеев я сказа­ла, что врачам известно четыре группы крови. А я знаю пятую. Она есть у всех, кто когда-то имел отношение к нашей школе. Это 28-я группа крови с самым положительным резусом. Все едино­душно со мной согласились.

«Немузыкальный «Апрель» знал весь город»

Галина Журавлёва, училась в школе с 1977 по 1985 годы, работает с 1989 года учителем музыки:

— Вчера, когда меня предупреди­ли, что корреспондент хочет пого­ворить со старожилами школы, мне чуть плохо не стало. Я старожил? Да я себя помню с косичками, на худень­ких ножках, стоящую в классе рит­мики перед прослушиванием. Папа привёл меня в музыкальный класс. Я была очень стеснительная, поэтому не смогла проявить своих способностей. Каким-то чудом папе удалось угово­рить руководство школы взять меня хотя бы в немузыкальный класс «Б». Но именно в этом классе мы с дев­чонками создали вокальный ансамбль «Апрель», который вскоре стал визит­ной карточкой школы. Наш коллек­тив неоднократно выступал на город­ских мероприятиях, нас часто снимало телевидение. «Апрель» просущество­вал ещё пятнадцать лет после нашего ухода из школы. Многие участники из первого состава стали химиками, вра­чами, фармацевтами. С музыкой судь­бу связали лишь несколько человек. В том числе и я, поступив в музучили­ще имени Н.Соколовского. Конкурс был побольше, чем в университет. Но наших туда поступило трое. На прак­тике была в родной школе, после полу­чения диплома примерно год работа­ла в филармонии. Но затем всё равно вернулась в эти стены.

osobaya-atmosfera-aprel-i-pyataya-gruppa-krovi-vypuskniki-i-uchitelya-shkoly-28-v-odin-golos-nazyvayut-eyo-vtorym-domom5
osobaya-atmosfera-aprel-i-pyataya-gruppa-krovi-vypuskniki-i-uchitelya-shkoly-28-v-odin-golos-nazyvayut-eyo-vtorym-domom4
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights