Школьная медиация: кто разрешит конфликт из-за выбитого зуба и разбитого мобильника?

Меж­ду школьниками склады­ваются не только личност­ные, но и имуществен­ные взаимоотношения. И если с разладом в обще­нии дети в состоянии спра­виться сами, или, по край­ней мере, при содействии взрослых, то потерян­ные украшения, разбитые гаджеты и испорченные вещи — не их сфера юрис­дикции.

Рассмотрим для примера несколько ситуаций.

Ребёнок оставил на краю парты дорогостоящий теле­фон. Одноклассник слу­чайно «смахнул» его рюкза­ком, когда проходил мимо. Разбилось стекло в фотокамере, заменить которое стоит 75 рублей. Могут ли роди­тели «предъявить счёт» неча­янно уронившему телефон школьнику, учитывая, что он не отрицает своей вины? Могут ли родители не пла­тить, сославшись на то, что вещь лежала на краю парты и могла упасть без посторон­него вмешательства? Как пра­вильно урегулировать такой конфликт?

Или ещё сценарий. Девочка-подросток, не спра­шивая разрешения, при­несла в школу мамины золотые серёжки и дала их поносить подруге. Спустя месяц, когда пришло время возвращать украшение, выяс­нилось, что серьги пропали. Мама, которой они принад­лежали, считает, что подруга её дочери просто присво­ила их себе и не хочет воз­вращать, поэтому предлагает откупиться деньгами. Сама девочка говорит, что серьги, скорее всего, украли, но она побоялась признаться и поэ­тому ничего не сказала сразу. Время упущено, чтобы искать вора. Есть ли возможность решить всё мирно?

В начальной школе инцидентов тоже хватает. На пере­мене дети играли — бегали, прыгали, кружились. Во время игры два ребёнка «налетели» друг на друга. У одного выбит постоян­ный зуб, за восстановле­ние или замену которого родители вынуждены были заплатить приличную сумму. Теперь они требуют от родителей другого ребёнка возме­стить её, мотивируя тем, что ситуация произошла по его вине. Справедливо ли такое заключение? Кто действи­тельно виноват и должен воз­мещать ущерб?

С тем, чтобы узнать, как решаются такие проблемы, мы обратились к опытному юристу Светлане Кучинской. По её мнению, лучший выход — это медиация.

— Наверное, многие слы­шали о медиации, но, к сожа­лению, мало кто понимает её значение в жизни каждого из нас, — вводит в курс дела спе­циалист. — В Беларуси Закон о медиации вступил в силу 24 января 2014 года. Судейское сообщество эту процедуру приветствует, а вот среди населения она пока не пользуется большой популярностью. Основ­ные причины — отсутствие информации в широком доступе, пси­хологическая неготовность людей платить медиаторам за услуги и отсут­ствие в нашей культуре тра­диций по ведению перего­воров.

— В таком случае прове­дите для наших читателей небольшой ликбез и расска­жите, реально ли рассчиты­вать на помощь медиаторов в описанных выше ситуациях?

— Задача медиатора — помочь сторонам достичь взаимовыгодного решения конфликта. Основные прин­ципы медиации: доброволь­ность, конфиденциальность, равноправие сторон. Для начала медиации необхо­димо, чтобы хоть одна сто­рона выразила желание урегу­лировать конфликт во внесудебном порядке. Получив его, можно приглашать вторую сторону на предварительный разговор. Если и она соглаша­ется на эту процедуру, можно начинать работать. В нашем случае лучше не назначать медиатора из име­ющихся в школе педагогов или психологов — из чисто практических соображений. Ведь для хорошего медиа­тора крайне важно быть бес­пристрастным. Если чело­век трудится в этой школе не первый год, то он имеет уже сложившиеся отноше­ния с коллегами. Ему сложно будет абстрагироваться от личных симпатий или анти­патий, быть объективным. Лучше всё-таки воспользо­ваться услугами профессионального медиатора.

— Где его найти?

— На сайте Министерства юстиции есть список лиц, внесённых в реестр медиа­торов. Список находится в открытом доступе и посто­янно обновляется. К слову, в 2015-2016 учебном году Центр «Медиация и право» начал проект по развитию школьной медиации в Бела­руси, при необходимости всегда можно обратиться к его сотрудникам.

— Выходит, что медиа­ция — это процедура про­фессионального урегули­рования конфликта, кото­рая внесена в законодатель­ство. Тогда чем она отлича­ется от суда?

— Главное отличие в том, что медиатор ни в коем слу­чае не считает себя выше спо­рящих, не навязывает им своё мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он просто держит конфликтующие сто­роны в определённых грани­цах, не позволяя им оскор­блять друг друга, переходить на личности, уходить в сто­рону от обсуждения спор­ного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участ­ников.

— Из чего исходит медиа­тор, работая со сторонами?

— Заинтересованные лица сами должны прийти к опти­мальному решению, которое будет понятно всем участни­кам, в равной степени устроит обе стороны, а договорён­ности будут ими неукосни­тельно соблюдаться. Только стороны спора знают, как разрешить свой конфликт. А медиатору нужно создать условия, чтобы они самостоя­тельно нашли решение и сами же взяли за него ответствен­ность. И в этом не будет ника­кого внутреннего конфликта, потому что решение спор­щики выработали самостоя­тельно, они понимают его от и до, согласны с его сутью.

— Каково основное преимущество медиации?

— Их несколько. Медиа­ция эффективна практиче­ски в любых спорах, стороны могут сами контролировать процесс принятия решений. Кроме того, процедура меди­ации финансово значительно менее затратна, если сравнить её с другими способами раз­решения споров. Она также позволяет сохранить отно­шения и не запятнать репу­тацию.

belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights