45 минут на одном дыхании: посмотрите, как в гомельской школе преподают географию

Педагогическая деятельность Людмилы Сидоренко насчитывает более тридцати лет, десять из них она преподаёт географию в гомельской школе №40. Журналист «Белки» напросился на урок к Людмиле Ивановне и по-хорошему позавидовал её ученикам.

— Изучать географию я начала чуть ли не с пелёнок, — удивляет призна­нием Людмила Ивановна и в ответ на мой недоверчивый взгляд поясняет: — Росла в семье советского офицера. А это постоянные переезды по боль­шим и малым гарнизонам, разбросан­ным по огромной стране от Украины до Камчатки, от Красноярска до Ашха­бада. Пришлось побывать и на Дальнем Востоке, и в Средней Азии, и в Украине.

И везде, вспоминает собеседница, не без влияния родителей она изучала культуру, обычаи, историю тех мест, куда заносила семью военная судьба. Поэтому к окончанию школы выбор был очевиден — географи­ческий факультет Брянского госуни­верситета.

О своём предмете Людмила Сидо­ренко может говорить часами. Учитель убеждена: именно география воспитывает в мальчишках и девчон­ках качества и навыки, которые всегда пригодятся в жизни. Какие? Об этом я узнал, побывав на уроке Людмилы Ивановны в 6-м классе.

Коллективизм

Чтобы закре­пить полученные на предыдущем заня­тии знания по теме «План местности», учитель объявила самостоятельную работу. Услышав эти слова, у меня сразу упало настроение. Подумал, что сейчас все уткнутся в тетради, а моя героиня — в классный журнал.

К моему удивлению, всё пошло не так. Людмила Ивановна разделила класс на две команды и предложила отпра­виться в путешествие из точки А в точку Б с пятью обязательными остановками. Но первым делом командам пред­стояло придумать себя названия.

Капи­танам вручили конверты с буквами, из которых, отбросив лишние, нужно было сложить слово. Вскочив с мест, маль­чишки и девчонки тут же окружили своих капитанов, чем вызвали у меня откровенную зависть. (В своё время и я мог встать с места посреди урока, но эта выходка мне стопроцентно вышла бы боком. Но не будем о грустном.)

После громких споров, когда одна за другой отбрасывались версии о том, какое слово зашифровано в рос­сыпи отдельно вырезанных букв, в классе появились команды «Компас» и «Азимут». Представителю каждой из них нужно было дать точное определение этих терминов. Не пове­рите, но подсказки одноклассников в этот момент не только не пресекались на корню, но даже приветствовались. (Эх, нам бы в своё время такую демократию!)

Сообразительность

Следующим этапом географиче­ского состязания стал блиц-опрос: «Как сориентироваться в лесу без компаса?», «Что такое масштаб и его виды?», «Назо­вите основные и промежуточные сто­роны горизонта». Честно признаюсь, даже мне, всегда неплохо успевавшему не только по школьной географии, но и по военной топографии, понадобилось время, чтобы вспомнить правильные ответы. А эти молодые необученные, даже не дослушав вопрос до конца, уже тянули руки. Правда, не всегда попадали в «десятку». Одна пигалица с косичками уверенным голосом заявила, например, что масштаб — это то, что нарисовано на карте.

«Ребята, соображать надо не только быстро, но и правильно!» — сделала замечание учительница.

Нашёлся в классе и свой скептик, выразивший сомнение в том, что сто­роны горизонта можно определить по муравейнику.

— Я специально смотрел в выход­ные — он ровный со всех сторон, — заявил паренёк.

— Просто ты не наблюдательный, — моментально парировала его одноклассница из команды соперников.

Внимательность

Третье задание оказалось не в при­мер сложнее предыдущих. Каждой команде Людмила Сидоренко раздала литературные тексты, в которых нужно было найти не менее пяти слов, имею­щих отношение к теме урока, и заме­нить их условными географическими знаками. «Болото», «озеро», «шоссе», «гора» обнаружились быстро. А вот берёзовую рощу, тропинку или горе­лый лес ребята почему-то к географи­ческим названиям не отнесли. Пропу­стили и некоторые другие вполне удоб­ные ориентиры. С моей точки зрения, разумеется. Хотя им, не понаслышке знающим, что такое навигатор, воз­можно, виднее.

После этого конкурса Людмила Ива­новна провела с классом физминутку. Но не привычную «мы писали — наши пальчики устали», а географическую. Школьники внимательно слушали команды учительницы, наклонялись и поворачивались в стороны горизонта, которые она называла. Те же, кто ловил мух, поворачивались куда попало, вызывая у остальных законный смех.

Усидчивость

Честно говоря, ближе к концу урока меня стали одолевать сомнения: смогут ли после такой активности ребята успо­коиться и выполнить основное задание — начертить схему маршрута. В прин­ципе, ничего сложного. Сам когда-то в их возрасте рисовал путь от дома до этой же школы.

Но тогда было проще: рисовали в обыкновенной тетради, намеренно упуская подробности, которые сложно было обозначить знаками на плане. Да и маршрутов к школе и обратно у нас было столько, что, выходя из дому, и сам представления не имел, каким пойду. (И дойду ли до храма знаний вообще: зачастую это зависело от того, кого из друзей первым встречу.)

Удивительно, но после разминки класс моментально успокоился, и ребята склонились над своими контурными картами. Маршрут каждого был предо­пределён конкретными ориентирами, отклоняться от которых не дозволялось. На всё про всё было выделено шесть минут. Те, кто первым и точно составил маршрут, получили от Людмилы Ивановны карточки «умников» и право помочь отстав­шим товарищам справиться с заданием.

Логика

Под занавес классу было предло­жено собраться в трёхдневный поход. Не в прямом смысле слова, конечно (хотя почему бы и нет?). Люд­мила Ивановна раздала ребя­там списки вещей, из которых следо­вало выбрать только самые нужные в походе.

Йес! Вот когда я ощутил законную гордость за принадлежность к стар­шему поколению. Потому что, как ни крути, в нашем детстве даже самые домашние девочки и маменькины сынки знали, что в поход обыкновен­ную подушку никто не берёт. Что коте­лок в лесу куда практичнее фарфоро­вой тарелки, да и вилка в лесу — это лишнее, туристы успешно обходятся одной ложкой. А уж выбор, что за городом нужнее — спички или свеча — перед нами вообще не стоял. Короче говоря, пришлось Людмиле Сидоренко на пальцах объяснять своим подопеч­ным, что к чему. К счастью, с её дово­дами все единодушно согласились.

Закончилась совсем не страшная, как оказалось, самостоятельная работа по географии подведением итогов. Вернее, баллов, набранных коман­дами на каждом из её этапов. Победил «Компас», зато у «Азимута» оказалось больше «умников». От расстройства одна из девчонок даже заплакала. Все бросились её успокаивать под ободря­ющие слова учительницы о том, что в жизни надо уметь проигрывать. Только руки после этого опускать не надо, а пытаться снова взять не покорившу­юся пока высоту.

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец

Читайте также:

«Всё хорошее во мне заложила начальная школа»: гомельчане о любимых учителях

Особая атмосфера, «Апрель» и пятая группа крови: гомельская школа №28 отметила 75-летие

Как менялась гомельская школа №3

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...