Какие тайны хранит антикварный салон в Гомеле

Елена и Дмитрий Михеенковы три года назад открыли в Гомеле антикварный салон. Собран­ные в одном месте почти 2000 старинных пред­метов — это своеобразный манифест против скоротечной моды. А ещё повод для долгих разговоров по душам. Удивительно, но коллек­ционеры готовы часами обсуждать с посетите­лями антикварные находки, и «Белка» этой возмож­ностью, конечно же, воспользовалась.

УНИКАЛЬНОЕ БЛЮДО MEISSEN PORZELLAN

— Это блюдо приобретено в 2005-м году, на заре нашего увлечения антиквариатом, — начинает рас­сказ Дмитрий. — Мы тогда мало что знали о фар­форе, ничего не смыслили в клеймах, производите­лях и прочих нюансах. Приобрели блюдо исключи­тельно потому, что нам понравилось, как оно выгля­дит. Исполнение качественное, сохранилось хорошо, на вид 1970-х годов выпуска — на том и порешили.

Оказалось, это блюдо XIX века известнейшей немецкой фирмы «Мейсен». Обратите внимание на фирменную шлифовку на оборотной стороне, по центру: на эмблеме изготовителя имеется дополни­тельная черта. Их может быть и две, и три — такие пометы называют «двойки» и «тройки». У нас, стало быть, «единица». Без лупы, конечно, не разберёшь.

Со временем хозяева выяснили, что пометы «Мейсен» и другие марки делают на отбракованной продукции. Количество чёрточек на эмблеме сооб­щает об этапе, на котором закончено производство изделия. Несмотря на то что среднестатистический покупатель не заметит дефекта, фарфоровые дома, дорожащие своей репутацией, никогда не позволят себе выпустить в продажу посуду ненадлежащего качества. В данном случае дефект обнаружился на этапе обжига, о чём и свидетельствует «единица». То есть блюдо отбраковали ещё не расписанным.

— Значит, рисунок выполнен не мейсоновскими мануфактурными художниками?

— Да, поэтому такое блюдо и стало уникаль­ным. Рисунок сделал ремесленник, которому посуда попала в руки после списания.

Осторожно, боясь зацепить что-нибудь, двига­емся по магазину дальше. Всего здесь три больших зала. Кстати, ощущение, что ты в магазине, пропа­дает. Кажется, будто бы ходишь по частному музею. Удивительно, что все эти вещи можно купить, чтобы использовать в быту или любоваться каждый день за чашкой кофе. Как, например, этими панно.

ПАРНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ ПАННО И ВАЗЫ

— Эти панно тоже гораздо старше, чем может показаться на первый взгляд, — включается в беседу Елена. — В середине XX века в изобрази­тельном искусстве было распространено подража­ние деревенскому стилю прошлого, поэтому отли­чить работы этого периода от «первоисточников» довольно проблематично. Уже вернувшись домой, мы разглядели на одном из панно подпись: «Беккер, 1899 год». Что характерно, на втором панно такой надписи нет, хотя шли они в комплекте. Сейчас это почти забытая практика, а раньше многие предметы интерьера изготавливались и продавались парами. В этом была известная символика: люди, может, потому и жили в согласии, что ею себя окружали, в том числе, в быту.

Подкрепляет теорию и ваза 1842 года. Внешний цвет — розовый — символизирует мужское начало, голубой — женское, всегда спокойное, глубокое, вдумчивое.

— Оба начала присутствуют в каждом человеке — разница в их соотношении, — объясняет Дмитрий.

— А бывает так, что вы приобрели предмет, а внутри нашли что-то ещё более ценное? Например, записку в ящике стола?

ТАЙНИК В ПРИКРОВАТНОЙ ТУМБОЧКЕ И ЧЬЯ-ТО КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

— Однажды мы купили прикроватную тумбочку с фарфоровой нишей внутри. Её, как и любую только что приобретённую вещь, требовалось очистить от грязи и пыли. Когда настала очередь корпуса, обнаружился небольшой зазор между фарфоровой стенкой ниши и задней деревянной стенкой тумбочки. Вряд ли там задумывалось какое-либо углубление — скорее всего, это просто конструктивная особенность тумбочки, — начинает Елена.

— Внешне углубление незаметно, но туда доста­точно легко залезть рукой, что мы, собственно, и сде­лали. Нащупали верёвочку, потянули — и достали блокнот с записями о денежных поступлениях в фонд некой организации.

Обратите внимание на даты: 13 апреля 1945 года, 14 апреля… Война ещё идёт.

На этой фотографии, надо полагать, запечатлены члены организации.

А это открытка из Лурда — места паломничества католиков, на обороте которой — пожелание удачи в свершениях.

— Кто эти люди и чем они занимались, допод­линно установить невозможно, — говорит Елена. — Но судя по всему, фонд, на который перечисля­лись средства, принадлежал тайному обществу, или, вернее, нелегальному политическому объединению во Франции. Скорее всего, запрещённому — социа­листического или коммунистического толка. Иначе зачем они стали бы скрывать свои счета?

Хозяева говорят, что таких находок много. К сожа­лению, не хватает времени всеми ими заняться. Как-то раз они обнаружили в антикварном столе серебряные браслеты и монеты общим весом на килограмм.

— Представляете, какой скандал случился бы на таможне, провези мы этот стол через границу? Нет, вы, конечно, всё равно о нас написали бы, но уже по другому поводу, — шутит Дмитрий и подводит нас к столу, где расположились хоть и изящные, но обычные на первый взгляд миниатюры. Однако и здесь не обошлось без истории.

МИНИАТЮРЫ НА КИНОПЛЁНКЕ И СТЕКЛЕ ОТ КАРМАННЫХ ЧАСОВ

— Покупая эти миниатюры, мы даже представить не могли, что на скользкой целлулоидной киноплёнке можно изобразить нечто подобное. Для сравнения: вот эта, выполненная на слоновой кости, визуально практически неотличима от первой.

Дмитрий рассказал, что изделия меньшего размера более ценны как раз потому, что изобразить сюжет на такой скромной площади сложнее.

— Обратите внимание на рамку, в которую заклю­чена миниатюра: качественное дерево, латунная окантовка. Дешёвое, малоценное изображение в такую рамку не поместили бы.

Или вот — миниатюра на стекле. Его специфиче­ский диаметр и вогнутость показывают, что это стекло от карманных часов, естественно, не приспособлен­ное для росписи.

Пока не достанешь из рамки, не уви­дишь оборотную сторону своими глазами, не пове­ришь. Кстати, о часах.

БРОНЗОВЫЕ ЧАСЫ

— Однажды хозяева родового поместья в Тулузе распродавали имущество. Дом перешёл в наследство, а у новых собственников своё жильё — так обычно и бывает. Эти часы стояли на камине в одном из спаль­ных покоев и были глухого чёрного цвета — как мы тогда думали, от копоти и ржавчины, — вспоми­нает Елена. — Другие такие же часы, но с уцелев­шим покрытием, только что забрали. Мы поняли, что оплошали, расстроились, но решили купить хотя бы эти. Фирма знаменитая, 1855 год, бронза. Тяжёлые — одной рукой не поднять.

И каково же было наше удивление, когда под слоем грязи обнаружилась оригинальная, нетронутая позо­лота! Потребовалось много времени, чтобы очистить часы целиком, но оно того стоило: перед нами изде­лие, не проходившее реставраций, в своём первоздан­ном виде. Ещё лучше, чем те, первые часы.

Хозяева обращают внимание на символику: лавро­вый лист — атрибут мужества и героизма, дельфин — дружбы, любви и морской стихии.

— В прежние времена даже такие предметы интерьера, как часы, выполнялись под заказ, и готовое изделие было плодом совместного творчества изгото­вителя и заказчика, — говорит Дмитрий.

Знаменитые мастера имели собственную печать, которая тоже своего рода произведение искусства. Например, печать на ящике этого стола изображает столяра за рубанком. Невооружённым глазом сюжет не разглядеть — нужна лупа.

— А хотите, музыку включим? — предлагает Дмитрий.

АНТИКВАРНЫЙ ПАТЕФОН

— Этот патефон пользуется особой популярно­стью у наших клиентов. Ставим пластинки Утёсова, Шаляпина, Виноградова, Эдит Пиаф, — говорит Елена. — В своё время он практически не эксплуа­тировался: механизм здесь оригинальный, швейцар­ский — кстати, очень редкий.

К слову, к патефону идут вот такие головки патэ с сапфировой иглой. Выпущен аппарат в 1910-1914 году. Работает прекрасно, выглядит тоже.

— Знаете, сегодня люди часто распродают «бабушкину» мебель, которая служила десятилети­ями, за копейки и покупают заводскую, без истории и души, которая развалится через пару лет, — говорит Дмитрий.

— Наверное, тяга к приобретению и накопитель­ству — в человеческой природе. Но нам непонятно, зачем людям такое новое. Это всё иллюзия, пустота.

А если дома пустота, в душе тоже будет пусто, — добавляет Елена.

— Украшайте свой дом красивым интерьером, ведь дом — это уголок, где после трудового дня мы можем окунуться в сказку блаженства и душевной радости от уюта, который создадим своими руками. Это одно из тех мест, где мы сами можем стать Творцами своего счастья, — заключает Дмитрий.

Антикварный магазин «Ренессанс» расположен на улице Ириниской, 5

В эти дни во дворце Румянцевых и Паскевичей ра­ботают три выставки из собрания супругов Михеен­ковых — массивной мебели с кованой фурнитурой «Охотничий стиль в интерьере XIX века», француз­ских кукол «Мадемуазель Анжу» и предметов инте­рьера «Стиль эпохи Людовика ХV и Людовика ХVI».

Автор: Светлана Соколова. Фото: Мария Амелина

Перепечатка данного текста и фотографий к нему без разрешения редакции запрещена belka@belkagomel.by

Читайте также:

Рубцовы. Как кузнец построил дом в центре города

«Сегодня искусству нужен маркетолог»: большое интервью с директором музея истории Гомеля

Доброта княгини Ирины и судьба кулацкой семьи. Листаем старый фотоальбом

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights