Дирижер Мурад Ассуил об идеях для Гомеля и билетах по разнарядке

Мурад Ассуил — дирижер, который работает с коллективами по всей Беларуси. Перечисление регалий займет много места и времени. Мы не будем рассказывать о том, где учился Мурад, на каких площадках выступал и кто жал ему руку. Скажем главное: на последнем концерте в Гомеле Мурад с артистами сотворили буквально чудо. Симфонический городской оркестр исполнил сложнейшие произведения Вивальди, Чайковского, Пьяццолы и Гайдна. Зал несколько раз вставал и продолжительно аплодировал.

Мы встретились с Мурадом накануне концерта и поговорили о музыкальной культуре в нашем городе.

О МУЗЫКАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЕ

— Обычно говорят, что уровень культуры в городе оценивают по уровню филармонии. Ты согласен с этим?

— Да, это общепринятое мнение. Филармония – это место в городе, где можно получить удовольствие от музыки. И это место в теории доступно всем. В нашем областном центре, кроме филармонии, духовную подпитку обеспечивает организация «Гомельские городские оркестры». Образованная в 2007 году, она объединяет под одной крышей симфонический и концертный оркестры, хотя история каждого из них началась намного раньше. По факту Городские оркестры и Областная филармония — конкурирующие организации.

— У тебя есть опыт знакомства с филармониями по всей стране. Как ты оцениваешь уровень в нашем городе?

— Не думаю, что корректно сравнивать. Могу сказать, что Городские оркестры выбрали более современный путь развития. Филармония, на мой взгляд, пошла более консервативным путем.

— А каким, на твой взгляд, должен быть концерт, чтобы в зале был аншлаг?

— Должна быть единая концепция. Например, в концерте «Битва сезонов» (#4seasonbattle), который будет завтра (а мы разговаривали накануне – прим. автора) покажем времена года четырех известных композиторов. Естественно, будет Вивальди, но будут и другие авторы. Это позволит зрителю сравнить восприятие каждого музыканта той или иной поры, понять их мироощущение в принципе. Без концепции в отдельно взятом виде соотнести одного творца с другим было бы достаточно сложно.

— Ясно. И все-таки давай вернемся к первому вопросу. Если совсем просто: как ты оцениваешь уровень классической музыки в Гомеле?

— Середнячок. Я бы сказал, что в Беларуси мало кто работает на высоком уровне. С гомельскими музыкантами сотрудничаю больше семи лет, и очень сложно показывать закономерно стабильный рост. Чужое мнение не всегда воспринимают, к критике не прислушиваются (по крайней мере, не так часто, как мне хотелось бы), поэтому подход к исполнению тоже не меняется. Результат: мир движется вперед, рождаются новые форматы и творческие объединения, но только не в Гомеле.

— Почему так происходит и что делать?

— Нужно пытаться выстраивать конкурентную среду внутри организаций. Искать людей, которые по-настоящему хотят работать, а не быть исполнителями, кочуя из коллектива в коллектив. Кочуя, они переносят атмосферу одного коллектива в другой, и это мешает находить свой путь — отличный от других, самобытный.

— Ты имеешь в виду конкурентную среду как в бизнесе? Чтобы были бонусы в виде денежных премий?

— В каждой организации могут быть свои преференции. Но не для тех людей, которые выпрыгивают из штанов, чтобы выслужиться. Я говорю про людей, которые берут на себя ответственность с точки зрения игры. Например, мы беремся за сложное произведение, и я сомневаюсь, сможет ли этот человек исполнить его на уровне. Но он говорит: я буду заниматься днями и ночами, чтобы у меня все получилось. Вот такого человека нужно поощрять за старания.

— То есть ты говоришь не про конкуренцию, а про мотивацию. Пробуждать амбиции…

— Пусть так. В Гомеле, к сожалению, замечаю, что многим музыкантам это не нужно. Не нужно ходить на тренинги, мастер-классы… Да и вообще, как уже выше было сказано, прислушиваться к альтернативному мнению. Они достигли какого-то уровня, получили место в коллективе и считают, что оно неприкосновенно.

О БИЛЕТАХ, КОТОРЫЕ ВЫКУПАЮТ ПРЕДПРИЯТИЯ

— Хорошо. С первым пунктом все понятно. Что еще нужно для развития?

— Прислушиваться к мнению публики.

— Можно ли уложить твою мысль в посыл, что нужно заниматься выстраиванием бренда, заниматься маркетингом?

— Да, вполне. Бренд поможет в том числе вернуть музыкантов в Гомель, которые прошли обучение в Минске.

— А какой предел по зарплате музыкантов в оркестре? 

— Примерно 700 рублей в Минске, в областях меньше. К сожалению, музыканты вынуждены работать на трех-четырех работах.

— Ты сказал, что нужно прислушиваться к мнению публики. Анализ желаний уже проведен? 

— Да, публика любит саундтреки. Их исполняем не только мы, но и эстрадно-симфонический оркестр имени Ю.Василевского. При этом коллеги никогда не сыграют классическую музыку в том варианте, в котором она написана. А мы можем сыграть и то, и другое, так как есть приглашенная ритм-секция. Пользуясь случаем, оркестру филармонии делаю комплимент за их качественно подготовленные рок-программы.

— Затронем еще такую тему. Работники сферы культуры нередко жалуются на зрителя. Мол, не хочет он вникать в сложные произведения, хочет чего-то легкого и расслабляющего. Как ты считаешь, нужно ли зрителя воспитывать?

— Я вижу, что парни, которые танцуют под дождем с голыми торсами, уже больше семи лет успешно собирают целые залы. В отличие от симфонических оркестров.

— В теории ваших тоже можно посадить под дождь и раздеть до голых торсов.

— Не факт, что это понравится (смеется)…

— Но при определенном свете…

— У французов есть такое понятие — музыка знающих. Речь про атональные произведения, которые смогут воспринять только ценители. Что-то в духе абстракции среди художников. Я смог эту музыку понять после магистратуры, где мы изучали методологию современного музыкознания. Неподготовленному зрителю нужно объяснять контекст. Это задача конферансье на концертах. А ты видела, как у нас работают конферансье? Выходят и читают с листа. Кому сегодня интересно слушать информацию с листа? Поэтому, на мой взгляд, дело не в зрителе, а в подаче.

Но иногда действительно хочется расслабиться. Такая классическая музыка, которая просто расслабляет, тоже есть. Поэтому репертуар должен быть разнообразный.

— Да, я бы сходила послушать, например, Рихтера. Даже в небольшой зал типа Молодежного театра.

— О, я такое мнение слышу часто.

— Тогда почему этого нет?

— Вопрос не ко мне, а к тем, кто администрирует коллективы Гомеля.

— А как ты относишься к тому, что те, кто администрируют, часто приводят публику на концерты по указке — заводчан, школьников…

— Считаю, что это неплохо, потому что для многих людей – это реальный шанс открыть для себя что-то новое. В других обстоятельствах они бы вообще не задумались о походе на концерт как о досуге.

ОБ ИДЕЯХ ДЛЯ ГОМЕЛЯ

— Часто вижу в европейских фильмах любительский хор. Как думаешь, в Гомеле реально организовать нечто подобное?

— Да, это классная идея. Голос как инструмент есть у всех. И многие люди нашли бы себе применение в хоре. Плюс песня всегда объединяет.

— А что ты думаешь про любительские инструментальные коллективы? Люди, которые окончили музыкальную школу, в теории могли бы объединиться в какой-нибудь бренд…

— Опять же — хорошая идея. Но из этого вытекает следующая мысль – для таких коллективов нужны помещения, где они могли бы репетировать и давать любительские концерты. Небольших камерных залов в Гомеле нет. Не знаю почему, но школы, колледжи и музыкальные школы не сдают в аренду ни инструменты, ни помещения.

— То есть еще одну идею можно сформулировать как открытие или сдача в аренду небольших камерных залов? 

— Вполне.

— Чтобы закончить на хорошей ноте, предложи еще одну идею.

— С учетом того, что мы говорили про маркетинг, то сфера культуры, как торговые сети, могла бы позволить себе программу лояльности. То есть чем больше ходишь на концерты, тем дешевле для тебя стоят билеты.

Автор: Анастасия Писченкова. Фото: Гомельские городские оркестры

Читайте также:

Молодой актер в Гомеле: театру нужна классика, а не «сиськи-письки»

Режиссёр Виталь Кравченко о спектакле «Метод»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights