Звёздное небо над Гомелем. Энтузиаст-астроном Владимир Ларионов помогает детям полюбить науку

Восемь часов вечера, суббо­та. На площадке возле 56-й гим­назии столпотворение. Прохо­жие удивляются и даже присо­единяются — интересно же, что происходит. А там серьёзный мужчина, сразу видно — педа­гог, устанавливает телескоп.

За ним нетерпеливая цепочка лю­бопытных школьников разных возрастов. Всем хочется увидеть на Луне море Дождей и посмо­треть, как выглядит Марс, увели­ченный в десятки раз. Приника­ют глазом к окуляру и восхищён­но уступают место следующе­му. В очереди даже мамы. Один мальчик особенно любопытен и не отходит от Владимира Ла­рионова (это и есть наш педа­гог) ни на шаг. Помогает настра­ивать телескоп, благоговейно, чуть не пылинки с него сдувает. Самый верный последователь.

В основном же на пло­щадке собрались одиннадцатиклассни­ки, у них Владимир Семёно­вич преподаёт астрономию. На этот увлекательный пред­мет в учебной программе от­ведён всего час в неделю. Но учитель ждёт своих воспитан­ников и после уроков, и по вы­ходным. Вот, позвал в суббо­ту вечером в компании с те­лескопом встретить Между­народный день астрономии. Праздник отмечается два раза в год — весной и осенью. Осе­нью делать это нужно в сентя­бре и обязательно, когда Луна близка к фазе первой четвер­ти. Тогда лучше видны детали её поверхности. В этот раз вы­пал вечер с субботы на вос­кресенье. Но дети не полени­лись, пришли. Им интересно. Сегодня полно компьютерных программ, где можно увидеть фантастические по детализа­ции картины космоса, но по­смотреть в настоящий теле­скоп — совсем другое.

zvyozdnoe-nebo-nad-gomelem7
zvyozdnoe-nebo-nad-gomelem6
zvyozdnoe-nebo-nad-gomelem5
zvyozdnoe-nebo-nad-gomelem11
zvyozdnoe-nebo-nad-gomelem1

Учитель вооружён не только телескопом, в руках у него вдруг воз­никает лазерная указка. С её по­мощью он показывает звёзды и созвездия. Для каждого из при­сутствующих припасена своя легенда. Красивой длинноволо­сой девушке Веронике он рас­сказывает историю о том, как появилось название созвездия Волосы Вероники. Когда речь заходит о созвездии Кассиопеи, мы слушаем историю о его бе­лорусском названии.

Наши да­лёкие предки смотрели в не­бо и не видели там женщины, восседающей на троне, как это казалось грекам. Они видели двух мужчин с косами в руках, поэтому и назвали созвездие Касцы или Касьбіты. А камни на берегу Янова озера под По­лоцком — это, между прочим, наша собственная древняя об­серватория, пусть и упрощён­ный, но аналог знаменитого Стоунхенджа. Поэтому далё­кие предки белорусов не просто отмечали Купалье, они отме­чали день летнего солнцестоя­ния. И тоже были не лыком ши­ты — понимали законы астро­номии.

Дети очень веселились, когда узнали, что линия, отде­ляющая освещённую часть не­бесного тела от неосвещённой, называется терминатор.

Кстати, лазерную указку Владимиру Семёновичу по­дарила бывшая ученица Ан­на Паруль, бронзовый призёр Международной олимпиады в Греции. Её медаль пока един­ственная в области на между­народных соревнованиях по астрономии. А Анна сейчас учится в Санкт-Петербургском государственном университе­те на специальности, догадай­тесь какой.

Владимир Ларионов тепло вспоминает и других своих воспи­танников, которые заразились его любовью к астрономии и решили посвятить этой науке собственную жизнь. Тарас Афа­насенко окончил Гомельский городской лицей №1, защитил кандидатскую диссертацию по динамике атмосферы Венеры, сейчас живёт и работает в Мо­скве. Ещё одна выпускница ли­цея Арина Теплякова — канди­дат физико-математических на­ук, работает в Москве, училась в МГУ. Ребята из лицея на ре­спубликанской олимпиаде по астрономии однажды заняли первое, второе и четвёртое ме­ста. До сих пор никто не повто­рил это достижение, когда тако­го результата добиваются вос­питанники одного учебного за­ведения.

Сейчас времена измени­лись, считает Влади­мир Ларионов, в шко­лах и гимназиях дети нацелены только на те предметы, по кото­рым нужно сдавать ЦТ:

— Все предметы важны. По­тому что в итоге они формиру­ют интеллект. Это и есть образо­вание. В СССР оно было гораз­до ближе к идеалу, чем сейчас.

Хотя у современных школь­ников намного больше возмож­ностей получить информацию. Было бы желание. Учитель Ла­рионов называет его словом «интерес» и говорит, что это понятие сейчас забыто. Детям чаще неинтересно и скучно всё, что связано с наукой, чем наоборот. Причин тому много. Одна из них — исчезли стан­ции юных техников, где ребя­та не просто занимались моде­лированием, собирали из дета­лей как из конструктора гото­вые модели, а сначала сами их придумывали.

Но есть и положительное. Появились полезные пособия вроде мобильного приложения, о котором сам Виктор Семёно­вич узнал недавно от детей. Они устанавливают на телефоны своеобразный «звёздный нави­гатор», который позволяет на­вести смартфон на определён­ный участок неба и увидеть на­звание звёзд и созвездий. Это очень хорошее пособие, счита­ет астроном. Ведь у него самого раньше были лишь бумажные, пластмассовые, картонные под­вижные карты звёздного неба.

Своим ученикам Владимир Ларионов советует читать боль­ше научно-популярной ли­тературы. Советской. Пото­му что современной научно-популярной литературы про­сто нет. Такие книги выпуска­ли до конца 80-х, потом начал­ся кризис. Один из любимых ав­торов Владимира Семёновича — это Иван Ефремов. Его зна­менитый роман «Туманность Андромеды». А вот школьникам нужно обязательно прочитать «Час Быка», считает педагог.

— Были Александр Ка­занцев, братья Стругацкие и много-много, к сожалению, не известных теперешним детям авторов. Если раньше я прихо­дил на первый урок астрономии и спрашивал, кого из писателей-фантастов дети знают, то се­годня спрашивать практически бесполезно. Не-зна-ют. Не чи­тают. Это печально.

zvyozdnoe-nebo-nad-gomelem3
zvyozdnoe-nebo-nad-gomelem8
zvyozdnoe-nebo-nad-gomelem4
zvyozdnoe-nebo-nad-gomelem13

Нужно сказать, Гомель мог и не заполучить такого энтузиаста и неравнодушного человека, как Владимир Семёнович, кото­рый всеми силами популяризу­ет астрономию. Если бы в уже далёком для современной мо­лодёжи 1962 году здесь не от­крылся планетарий. Будущему астроному тогда было 10 лет. Он был сражён наповал открыв­шейся картиной искусственно­го звёздного неба и сразу же немедленно начал глубоко изу­чать всё, что связано с астроно­мией. Затем пришёл в планета­рий уже не в качестве зрителя, а работать. Учился в гомельском университете на заочном и па­раллельно читал лекции. Ког­да чувствуешь, что есть опре­делённый запас знаний, хочет­ся им поделиться.

Лекции в то время в плане­тарии читались разные — по астрономии, космонавтике, физике, химии, биологии, на­учному атеизму и даже эколо­гии. Всё это было интересно гомельчанам, гостям города и в первую очередь — детям.

Но планетарий закрыли. Владимир Семёнович собственными руками разбирал аппаратуру. Должен же был кто-то… Главную часть аппарата попытались устано­вить в тогда высшем профес­сиональном училище машино­строения, где Ларионов работал заместителем директора. Это удалось сделать, но не удалось убедить тогдашнее руководство управления образования, что дело нужное. Со временем уш­ли в небытие и оборудование, и великолепный выставочный зал, аналога которому в Бела­руси не было. Там были пред­ставлены астрономия, космо­навтика, авиация, модели, ма­кеты… То техническое творче­ство, о котором выше уже гово­рилось. Всё это было очень вы­сокого уровня исполнения.

Пришлось вернуться к педа­гогической деятельности. Вла­димир Ларионов преподавал физику, астрономию в учили­ще, городском, областном ли­цеях, даже историю на белорус­ском языке.

Спрашиваю, а чей те­лескоп на площадке — ваш? Оказывается, этот большой школьный реф­рактор (так аппарат правильно называется) сохранился в гим­назии с советских времён. Он не намного моложе самого Влади­мира Семёновича.

— Когда-то в Москве суще­ствовал целый завод, который выпускал учебные наглядные пособия. Я видел собственны­ми глазами, как это происхо­дит в трёх огромных павильо­нах — глобусы, микроскопы, оборудование для физических и химических экспериментов… А телескопы — большие и малые школьные рефракторы — дела­ли в Новосибирске. И всё это бы­ло практически в каждой совет­ской школе. Всё, что сохрани­лось сейчас, это оттуда, из СССР. Телескопам от 40 до 50 лет.

В Гомеле всего несколь­ко человек занимаются популяризацией астро­номии. Но всё-таки работа ве­дётся, нельзя сказать, что её со­всем нет. Учитель вспоминает ещё одно забытое слово — «эн­тузиасты», хотя себя скромно к этой категории не причисляет. Но чтобы астрономия действи­тельно вызывала живой инте­рес, этого мало. Гомелю нужен планетарий. Пусть он будет платным, но — будет. Да ведь для того, чтобы разговоры во­плотились в жизнь, это должно быть кому-то нужно.

Что увидели мы на площад­ке возле 56-й гимназии? Жи­вые любопытные детские глаза. Вот им точно ещё что-то нужно. И мамы, кстати, спрашивали у Владимира Семёновича, когда им можно прийти к нему на фа­культатив. Так, чтобы в свобод­ное от работы время. Им тоже очень нравятся звёзды. Так что, Владимир Семёнович, откры­вайте курсы и для мам!

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights