Общественный транспорт Гомеля: от «доковидного» периода пас­сажиропоток отстаёт примерно на 15%

Накануне Дня автомобилиста и дорожника «Белка» записала экспресс-интервью с заместителем генерального директора по перевозкам ОАО «Гомельоблавтотранс» Николаем Коноплицким. Повод хоть и праздничный, но говорили больше о буднях, в том числе и проблемах.

«Гомельоблавтотранс» — крупней­ший государственный перевозчик ре­гиона, обеспечивает работу городских, пригородных и междугородных автобус­ных маршрутов в городах и посёлках Гомельской области. В структуре акцио­нерного общества — 12 филиалов и 13 производственных участков, включая Гомельский автовокзал, два пассажир­ских и один грузовой автопарк в област­ном центре.

— Тоже будете спрашивать об опти­мизации? — с ходу озадачивает Нико­лай Коноплицкий. Оказывается, за последний месяц это самый популярный вопрос от журналистов. И, по мнению руководителя, все в это понятие вклады­вают разный смысл.

По его словам, на обслуживание пас­сажиров влияет масса факторов. Тут и экономические процессы (подвоз людей на работу и обратно), и сезон­ность (работа на загородных огоро­дах), а в последнее время и эпидеми­ологическая обстановка (из-за коронавирусной инфекции многие отказались от туристи­ческих поездок).

Нико­лай Коноплицкий

— Тем не менее социальный заказ на транспортные услуги выполняется в полном объ­ёме, — заверяет руководитель. И приводит пример: — Как только выросло количество населения в Шведской Горке, Хуторе, Новой Жизни, Красном Маяке, Романовичах, возникла необходимость открытия новых марш­рутов и увеличения количества рейсов на существующих. Соответственно, туда был перенаправлен транспорт с «осла­бевших» направлений. Таким образом, оптимизация — это не столько сокраще­ние транспортной работы, сколько адек­ватная реакция перевозчика на текущие потребности населения.

В областном центре часть рей­сов ежегодно сокращается на летний период. Это не гомель­ская выдумка, так делают во всех странах. Связано это с тем, что студенты и школьники вре­менно перестают пользоваться общественным транспортом, да и многие трудящиеся уходят в отпуска.

В сентябре традиционно рейсы воз­вращаются. Только в этом году это про­изошло не сразу. Николай Коноплиц­кий объясняет:

— Спрос на перевозки резко упал ещё в 2020 году. На отдельных марш­рутах пассажиропоток снизился сразу на 30-40%. Это было связано с бояз­нью людей находиться рядом друг с другом в тесном пространстве. С коронавирусной инфекцией страна столкнулась впервые, и правила безо­пасного поведения ещё не были выра­ботаны. Доходило до того, что авто­бусы и троллейбусы могли выполнить полный круг по маршруту без единого пассажира в салоне. Причём по марш­руту, проходящему через самый центр города! Но мы понимали, что в тот момент оптимизация была неуместна, и продолжали выполнять свою работу в прежнем режиме.

Сейчас уровень забо­леваемости выше, но люди стали спо­койнее. Соответственно, и перевозчики могут рассудительно проанализировать произошедшие изменения и отреагиро­вать на них.

Спрос восстановился не полно­стью. От «доковидного» периода пас­сажиропоток отстаёт примерно на 15%. Это, конечно, в среднем. Жители микрорайона Новая Жизнь просят добавить транспорт ещё с 2019 года. Сегодня именно это и происходит. Раз­рабатываются меры по увеличению числа автобусов в Романовичи, Швед­скую Горку. Это будет сделано за счёт направлений, где машины ходят полу­пустыми.

— Удовлетворяя спрос растущих микрорайонов, мы понимаем, что идём на непопулярные меры по сокращению, в том числе, привычных людям дру­гих рейсов. Но только тех, где обычная наполняемость салона не превышает 20%. Это неизбежность, с которой при­дётся смириться, — констатирует Нико­лай Коноплицкий.

Понадобится время на «утряску» расписания и в новых микрорайонах. В адрес перевозчика поступает много предложений от их жителей, но зача­стую они противоречат друг другу.

Одни пассажиры желали бы в определённое время видеть больше рейсов в одном направлении, другие — в прямо про­тивоположном. Оптимальный вариант будут искать экспериментальным мето­дом: автобус пойдёт туда, где будет боль­шим спрос.

Например, прямо сейчас таким мето­дом «прощупывают» Шведскую Горку. На прошлой неделе на автобусный маршрут №52 добавили ещё одну машину, а сейчас смотрят, насколько она заполняется. Всего же через микро­район выполняется более 120 оборотов маршрутных транспортных средств еже­дневно.

— Основная наша социальная задача — это вывезти людей из микрорайона в первый час пик. Детей — в садики и на учёбу, взрослых — на работу. Сегодня в Шведской Горке с этой задачей пред­приятие справляется. И в этом районе, да и в целом по городу примерно с 8:30 пассажиропоток падает в разы, — уточ­няет Николай Коноплицкий.

В политике «микширования» рейсов случаются исключения. Бывает, авто­бусы идут пустыми на какую-то отда­лённую улицу, но отменить их нельзя из-за отсутствия альтернативы. В то же время часть автобусов пришлось снять с коммерчески интересного для перевоз­чика маршрута №17. Их вернут в сетку расписания по мере пополнения парка подвижного состава.

А обновлению парка «Гомельоблавтотранс» уделяет первостепен­ное внимание. И, выполняя государ­ственный заказ на перевозки, не ждёт исключительно бюджетных инвестиций в основные средства. Автобусы заку­паются, в том числе, за заработанные на коммерческой основе собственные деньги. Причём это уже не подержан­ная техника из Европы, которую вынуж­денно покупали в 90-е годы.

— Если мы говорим о городе, то поку­паем современные МАЗ-215. Это авто­бус особо большой вместимости с низ­ким уровнем пола по всей его длине, увеличенным в сравнении с преды­дущим поколением числом мест на низком полу. В этом году предприя­тие купит 14 автобусов большой вме­стимости МАЗ-203, часть из которых попадёт в город. Они тоже полностью низкопольные.

Автобусный парк №6 уже приобрёл автобусы малого класса «ГАЗель City», которые используются на маршрутах с небольшим пассажи­ропотоком, отрабатывают межпиковые смены. Эта машина интересна тем, что имеет широкую двустворчатую автома­тическую дверь и, опять же, низкий пол в салоне. Такой маршрутки нет больше ни у одного гомельского перевозчика, говорит руководитель.

Совершенствуются сервисы для оплаты проезда. От бумажных талон­чиков не отказались, но их доля посто­янно падает. Всё больше пассажиров оплачивают проезд с помощью смарт­фонов, технологию с успехом осваивают люди разных поколений, в том числе преклонного возраста. Всё идёт к тому, что в уже обозримом будущем профес­сия кондуктора перестанет быть акту­альной. Небольшое количество уста­ревших бумажных билетов сможет при необходимости продать и водитель.

Вот только кондиционерами гомельский перевозчик пока похвастаться не может. Но имеет и это в виду. Станет лучше экономика предприятия — поя­вятся и дополнительные удобства. А экономика станет лучше при условии грамотно организованной маршрутной сети. Чем сейчас, в сотрудничестве с заказчиком перевозок, «Гомельоблавто­транс» и занимается.

belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец, Мария Амелина

Читайте также:

Говорит Гомель. Как далеко вы выезжали из города?

Общественный транспорт Гомеля: зачем экономить на кондукторах и ставить «автономники» под контактную сеть?

Схема общественного транспорта Гомеля есть в Интернете

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights