В Гомеле на сцену БТЭУ ПК вернулся университетский театр

После продолжительного перерыва на сцену концертного зала БТЭУ ПК вернулся народный театр «Крылья». Основу его труппы по-прежнему составляют студенты и преподаватели, но режиссёр новый – Алексей Марусов. По горячим следам премьеры – спектакля о жизни Марины Цветаевой – подготовили подборку интересных фактов о театре, чтобы развеять сомнения: любители играют порой не хуже профессионалов.

Факт 1. Театру – почти 45 лет

Годом основания театра «Крылья» считается 1979-й. Труппа всегда была небольшой – до 20 человек, играли классику вроде «Павлинки» Янки Купалы и современные пьесы, быстро ставшие этой самой классикой (прежде всего, «Зверя» Михаила Гиндина и Владимира Синакевича). Довольно скоро, спустя восемь лет, то есть неполных два поколения студентов, коллективу было присвоено почётное звание народного самодеятельного театра, которое надлежало подтверждать каждые три года.

Факт 2. Труппу пришлось собирать заново

В марте 2022 года художественным руководителем Центра искусств БТЭУ ПК назначили Андрея Москвитина, проработавшего здесь 17 лет и воспитавшего не одно поколение вокалистов «копера». Ему предстояло по-новому выстроить работу центра и вывести художественные коллективы на большую сцену, за пределы университетского зала. Прежде всего, Москвитин занялся театром и пригласил нового режиссёра. Труппу, понятно, тоже пришлось собирать заново, причём в кратчайшие сроки.

– Мы с Алексеем начали с того, что составили бланки опроса, где каждый студент должен был отметить, какое творческое направление интересует его больше всего. В списке значились вокал, танцы, конферанс и театр. С этими бланками предстояло обойти всех учащихся – с первого по четвёртый курс. И каково же было наше удивление, когда в день прослушиваний к нам выстроилось одних первокурсников человек тридцать! – вспоминает руководитель Центра искусств Андрей Москвитин.

– Параллельно мы писали сценарий премьерного спектакля – «Стихам моим наступит свой черёд», по мотивам биографии Марины Цветаевой. Поэтому актёров надлежало отобрать не просто в театр, а с перспективой утверждения на вполне конкретные роли. Цветаеву, например, «узнали» сразу – в студентке первого курса Алёне Гудвилович. Остальные актёры вжились в роли уже после того, как получили текст. И все справились очень хорошо, – дополняет коллегу режиссёр Алексей Марусов.

Звание народного театр «Крылья» очередной раз подтвердил 20 октября. Премьерный спектакль по Цветаевой собрал небывалый аншлаг, зал на 800 мест был заполнен почти «под завязку». Поэтому, по многочисленным просьбам, его повторили 3 ноября. В ближайшее время спектакль отправится гастролировать по Беларуси – впервые в истории театра.

Факт 3. Труппа не меняется каждые четыре года

Главное отличие университетского театра от профессионального заключается, пожалуй, в цикле смены состава труппы. С первого взгляда кажется: только-только режиссёр с руководителем центра воспитают актёров, создадут «галерею» амплуа и отладят работу театра, как всё приходится начинать заново – вчерашние студенты становятся выпускниками.

– На самом деле всё не совсем так. Во-первых, исходя из опыта прошлых лет, выпускники не спешат расставаться с театром. Последний, хоть и работает на базе БТЭУ ПК, является не студенческим, а именно что народным, – поясняет Алексей Марусов. – То есть записаться сюда может и человек со стороны. Например, в премьерном спектакле поучаствовала педагог из 74-й школы Наталья Алексеева. А во-вторых, к постановке будущих спектаклей мы планируем привлекать школьников из студии актёрского мастерства «Аллегория», работающей при нашем Центре искусств.

– Разумеется, состав труппы «подпитывается» большей частью из студентов – так и должно быть, но перестать быть студентом – не значит перестать быть актёром. Например, наша мечта – собрать в одном спектакле как можно больше выпускников БТЭУ ПК, в своё время игравших в театре «Крылья». Каждый из них заслужил собственный бенефис, – делится планами Андрей Москвитин.

Факт 4. Перед премьерой всё пошло не так

На подготовку первого спектакля у театра было меньше месяца, но генеральная репетиция прошла без заминок. И лишь в день премьеры, когда в зале уже собрались зрители и комиссия, возникли неполадки, которые режиссёр называет «мистическими».

– Моя логика такова, что актёра перед выходом на сцену не должны заботить технические моменты, в том числе, работает ли у него микрофон. Их отладка – задача «звуковиков» и ассистентов, которые всё время спектакля снуют за кулисами туда-сюда. Обычно так и бывает: порядок на сцене – хаос за кулисами. Или, вернее сказать, организованный хаос.

Так вот, 20 октября микрофон отключился в кульминационный момент спектакля. И не у кого-то, а у Алёны Гудвилович – исполнительницы роли Марины Цветаевой, хотя ассистенты перед началом несколько раз проверили его исправность. Но Алёна отлично справилась и с выключенным микрофоном.

А через две недели, когда мы повторяли спектакль по заявкам, микрофон Алёны Гудвилович и вовсе перестал работать, причём ровно в 18:00, когда должен был открыться занавес. Мы пошли на риск и заменили неисправный головной микрофон вокальным, то есть теперь его предстояло весь спектакль держать в руках. Это значительно стесняло актрису в жестикуляции, движениях и само по себе являлось сильнейшим стресс-фактором. Но всё прошло хорошо.

Кроме того, вспоминает Алексей Марусов, накануне 3 ноября актёру, игравшему мужа Марины Цветаевой Сергея Эфрона, потребовалось срочно найти замену. У исполнительницы же главной роли после премьеры началась бессонница.

– Алёна слишком добросовестно вжилась в роль, присвоила её содержание вместе с психологией и трагической судьбой самой Цветаевой. А с тем, чтобы выйти из роли, возникли проблемы. В этом, скорее всего, и дело. Уже после утверждения Алёны я долго сомневался, разумно ли поступил, что отдал 18-летней неподготовленной девушке такую тяжёлую роль. И даже после двух успешных спектаклей не перестаю возвращаться к этому вопросу.

Кстати, когда меня только пригласили на должность режиссёра, знакомые отговаривали: «Какой может быть театр в БТЭУ? Какая поэзия – с экономистами?» А я что тогда, что сейчас не вижу никакой связи между профессией человека и его тягой к прекрасному. И работа Алёны Гудвилович, всех наших актёров и чтецов – прямое тому доказательство.

Факт 5. Впервые за долгое время заработал механизм открытия занавеса

Но главной премьерой режиссёр считает не свой спектакль, а занавес, открывшийся (в буквальном смысле) впервые за долгое время «в покое», как символ возрождения театра «Крылья».

Сейчас в разработке у Алексея Марусова и Андрея Москвитина три спектакля: поэтический, о жизни и творчестве Игоря Талькова, «Ревизор» и новогодний мюзикл «Снежная королева», в котором, помимо актёров театра, будут задействованы вокалисты, танцовщики и даже поющий ректор БТЭУ ПК Светлана Лебедева. Уже известно, что в следующем году сезон откроется исторической пьесой «Любовь на расстоянии звёзд» гомельского драматурга Алексея Бычкова, которую «Крыльям» предложило поставить руководство области к 85-летию Гомельщины.

– Работы много, но я своим ребятам так и сказал: это больше не университетская самодеятельность. Никого не интересует, профессионалы вы или любители – сцена ошибок не прощает. Можно быть сколь угодно снисходительным к актёрам, совмещающим игру в театре с учёбой по совсем другой специальности, занижать ожидания, но если это их расхолаживает, такая снисходительность лишь во вред. Так что главная наша задача – трудиться и не ронять планку, которую мы задали премьерой.

Ближайший спектакль театра «Крылья» – памяти Игоря Талькова «Звезда» – пройдёт 23 ноября в 18:00 в концертном зале БТЭУ ПК на проспекте Октября, 50. Вход свободный.

Автор: Светлана Соколова. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights