Больше, чем анонс. Посмотрите, как в Гомеле создают афиши

В Гомеле много разговоров о том, что афиши концертов, спектаклей и кино часто скучные и однообразные, не цепляют взгляд. Попробуем не согласиться. Как минимум три эффектных плаката нынешней осенью нас «зацепили»: к проекту «Битва сезонов» Гомельских городских оркестров, премьере спектакля «Шинель» в молодёжном театре и выступлению Александра Цыганка в баре «Квартирник». Расспросили авторов о премудростях ремесла и узнали, почему афиши и плакаты – самостоятельный художественный жанр.

Ольга Модина: «Хорошая афиша может сделать концерту кассу»

Ольга Модина — художник-оформитель и веб-дизайнер, делает афиши «Гомельским городским оркестрам» и отвечает за рекламу и продвижение концертов.

Ольга Модина

– Проект «Битва сезонов» объединяет в одном концерте произведения Вивальди, Чайковского, Пьяццоллы и Гайдна из циклов «Времена года». Когда пришло время анонсировать концерт, дирижёр Мурад Ассуил объяснил мне, какие эмоции должна вызывать афиша у зрителя, и я стала предлагать варианты. Идея разместить на афише всех четырёх композиторов пришла сразу. Оставалось определиться, будут это классические портреты, отрисовка или стилизация.

Обычно жёстких временных рамок для создания афиши не устанавливают. Бывает, справляюсь за час, а в другой раз требуется несколько дней, чтобы настроиться на нужный лад. Вариантов афиши всегда несколько – я их сбрасываю в рабочий чат на обсуждение. Иногда «находит» – и делаю 15 афиш к одному концерту. В данном же случае первая пришедшая идея оказалась лучшей.

Проект «Битва сезонов» о классической музыке, но сделан в современном формате и рассчитан на молодую аудиторию, поэтому и реклама должна была говорить со зрителем на одном языке.

Ещё я хотела, чтобы афиша выделялась на фоне других. Стоя на остановке, я обращаю внимание на то, какие цвета встречаются в афишах чаще всего, и в создании своих нередко иду от обратного.

Афиша в стиле поп-арт Мураду понравилась. Мы практически ничего не дорабатывали, разве что детали. В результате план сработал: на концерт купили билеты преимущественно молодые зрители. На самом деле мы в оркестрах уже давно заметили, что афиша, которая выделяется на фоне конкурентных, решает множество задач — от продажи билетов до формирования бренда. Узнаваемость приводит больше людей, артисты видят, что их работа востребована и приносит зрителям удовольствие. Все счастливы.

Андрей Жигур: «Плакат – это спектакль, вышедший в город»

Андрей Жигур служит в Витебском драматическом театре режиссёром-постановщиком и художником. В Гомеле в молодёжном театре приложил руку к трём постановкам. Одна из них – «Шинель».

Андрей Жигур

– В «Шинели» я режиссёр-постановщик спектакля и автор афиши к нему. Хотел перенести атмосферу происходящего на сцене на пространство полотна – отсюда чёрный цвет, всегда многоговорящий. Жёлтый использовал, чтобы не возникало иллюзии «чёрной дыры» на месте плаката. Ещё учитывал, что это фирменные цвета молодёжного театра. Вот и вся «символика».

С «Шинелью» такой ещё нюанс: спектакль пережил столько постановок, что существующие плакаты к нему, потрясающе красивые, как будто всё сказали за тебя. Стараешься создать что-то оригинальное, а потом оказывается: уже было. Как у изобретателей, независимо заявляющих патент на одно и то же открытие.

А повторяться в нашем деле никак нельзя – не простят, даже если не знал.

Чтобы создавать афиши для театра, нужно знать законы художественной графики, то есть иметь специальное образование. Изобразительное искусство даже в ультрасовременных своих проявлениях опирается на школу: если мы разрушаем классическую композицию, нужно понимать, почему мы это делаем и зачем. Ещё нужно уметь представить свой плакат в городе, посмотреть на него глазами прохожего. Отсюда такие прописные истины, как лаконичность и удобочитаемость плаката. Но главное – творить свободно, прислушиваться к сомнениям. Обычно они возникают не напрасно.

Тем, кто интересуется театральным плакатом, рекомендую посетить Музей истории театральной и музыкальной культуры в Минске. Там представлена обширная коллекция. Достаточно большой фонд в Национальной библиотеке: раньше, когда всё печаталось в типографиях, экземпляры плакатов и афиш обязательно рассылались в библиотеки. То же касается и областных архивов. Иногда в Национальный исторический музей привозят зарубежные театральные плакаты. Особое внимание обратил бы на польский и японский – это явления.

Владимир Dr.Vovhu: «Если для всех рисовать на вдохновении, никаких сил не хватит»

Музыкант Владимир Dr.Vovhu создаёт афиши для артистов, выступающих в баре «Квартирник», а также друзьям и знакомым не только из Гомеля.

– С музыкантом Александром Цыганком мы знакомы давно. Когда-то играли в одной группе, а потом я помогал ему с афишами для других проектов. К выступлению Александра в «Квартирнике» хотелось подготовить что-то нетипичное, по-новому интерпретировать всем знакомую атмосферу его концертов.

В нашем баре есть непреложное правило: забота артистов – готовиться к выступлению, а все вопросы по рекламе и продвижению мероприятия мы берём на себя, включая отрисовку афиши.

Многие заведения продолжают работать по принципу «ваш концерт – ваши проблемы», и артисты у них не задерживаются. Мы же разделяем международный подход.

Большинство афиш «Квартирника» представляют собой арт-коллажи. И это не просто сборка изображений. Благодаря экспериментам со шрифтами, цветом и сочетанием несочетаемого картинки наполняются новыми смыслами. Такой эклектичный стиль Владимир использует последнее время.

– На создание афиши отвожу обычно сутки. Работаю с перерывами, отвлекаясь на посторонние дела. Но всё это время слушаю музыку нашего гостя, чтобы вникнуть в суть и прочувствовать атмосферу. В голове рождается много вариантов, но только один из них трансформируется в графическом редакторе и обрастает плотью. На большее просто нет времени.

– А если заказчику не понравится результат?

– Редко, но такое случается. Бывает, коричневые буквы на жёлтом фоне не нравятся, а бывает: «просто не нравится – и всё». Конкретно сформулировать претензию заказчик не может. Здесь только опыт поможет и профессиональное чутьё: иногда достаточно изменить цвет фона, и афишу одобрят.

Откровенно говоря, оригинальный дизайн по вкусу далеко не всем заказчикам. В прошлом году делал афиши ещё одному заведению в Гомеле, и мой вариант значительно упростили. Энтузиазм, конечно, погас. А может, оно и к лучшему: если для всех рисовать на вдохновении, никаких сил не хватит.

Автор: Светлана Запорованная. Фото: Мария Амелина

Читайте также:

Дирижер Мурад Ассуил об идеях для Гомеля и билетах по разнарядке

Молодой актер в Гомеле: театру нужна классика, а не «сиськи-письки»

Владимир Ступинский о театре, гомельском андеграунде и роли СМИ в культуре

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights